История деревни Шумаки
Огромная наша Родина, и каждый уголок ее земли имеет свою интересную историю, уводящую нас в далекую прошлую жизнь.
Так вот и село Шумаки, глубинка нашей области, на карте не обозначенная, имеет много интересного.
И так, заглянем на 200 лет назад. Пугачевское восстание объединило народы Оренбургской области и Южного Урала. Войска Пугачева двигались к Екатеринбургу по земле уральской. На передышку остановились недалеко от Челябинска на заимке охотников, т.е. на территории нынешнего села, которого и в помине тогда не было. Оставили после себя память в виде сабель, разной утвари, т.е. клад. А после разгрома этого восстания многие казаки, башкиры разбежались кто куда мог. Долго пугачевцев преследовали царские войска. Так в 1824 году с Курской губернии переселенцы-казаки прибыли в Синеглазово. Первыми у озера в лесу поселилась семья Иноземцева Артема Дмитриевича, их было три брата. Один из них поселился у Каменного лога, ныне село Тимофеевка. Другой брат поселился возле татарина Саксана у речки умляк. Сюда же прибыла и семья казака Шумака-3 брата, которые поселились в лесу евернее от жилья Саксана. Заложили землянки, а через 3 года построили деревянные дома и назвали Большой улицей. Лес, травы, ягоды, пахотная земля давали богатый урожай.
На высоком бугорке этой улицы возвели красивую деревянную церковь на высоком каменном фундаменте. Первым попом-батюшкой был архирей Константин-дальновидный, умный, уважаемый среди населения. Он то и построил свой дом в 50 метрах от церкви и открыл в нем церковно-приходскую школу. Так дети Саксана и Шумаковых обучались грамоте и очень дружили. Два поселения слились в одно богатое село, трудились во славу России. От их фамилий и пошло название села Шумаки и разъезд Саксан.
1917 год революция, затем гражданская война, все перепуталось-брат против брата, отец против сына. Так в Шумаках белоказак Уваров завербовал в белую армию Колчака Егора Егоровича Иноземцева, а его двоюродный брат Степан Шамин оказался в Красной гвардии. Каково было в бою встретиться им, двум братьям, убивать друг друга. Сила родственных связей взяла верх, оба они сбежали и долго еще жили в Шумаках, только под разными кличками-один Колчак, другой-Блюхер.
Жизнь постепенно налаживалась в Шумаках. Благодатные просторы и влюбленные в землю труженики села застраивались, и село выросло до 360 дворов. Первый трактор на селе появился в 1933 году, и вел этот трактор Михаил Егорович Иноземцев, он же и обучил Комякова Григория Ивановича, Михаила Сергеевича Истомина. Село ликовало при появлении техники.
Первые пионеры-это Иноземцева Агрипина Михайловна (Дорохова), Истомина Татьяна Филипповна (Силкина), Шумакова Раиса Степановна (Березина), Истомина Евдокия Сергеевна.
Первые комсомольцы-Шумакова Елена Семеновна- она была делегатом комсомольского съезда СССР. Татьяна Васильевна Иноземцева, Елизавета Дмитриевна Шумакова (Тюленева) В 30-е годы рушили православные храмы, эта участь постигла и красавицу-церковь и в Шумаках, а батюшку Константина забрали и увезли в неизвестном направлении. Но школа-церковный приход остались, только ее переименовали в начальную школу, где занятия проходили в три смены. Здание этой школы простояло до 1985 года. В ней обучалось до 120-130 учащихся.
Шумаки считались богатым селом. Земельные участки засевались хлебами, разводили крупный рогатый скот до1500 голов; молоко доставляли на молочный завод в г.Челябинск и в г.Коркино. Жизнь постепенно налаживалась. В селе построили клуб, где молодежь и пожилые развивали свое художественное творчество, построили библиотеку, правление колхоза.
1941 год. Война. Из Шумаков в первые дни войны забрали 100 человек на фронт. Остались в колхозе одни женщины, дети, старики. Бригадиром полеводческой бригады стала комсомолка Дорохова Агрипина Михайловна. Женщины-труженицы несли на своих хрупких плечах все тяжести сельской жизни. «Все для фронта, все для победы!» Получали с фронта письма-треугольники, читали все вместе, радовались и плакали. Безустанно трудились день и ночь и все же не дали возможности развалиться колхозу.
Вспоминает об этих тяжких годах Суркова Прасковья Петровна: «Тяжко было особенно во время войны, пахали землю под посевы на своих плечах, впрягались в плуг человек по 5-6, а чтобы не свалиться от усталости в борозду пели песню «Дубинушка», а уже после прочтения писем с фронта-«Катюшу».
Вместе радовались письмам от живых, вместе выли по похоронкам, а дети наши росли как полынь у дороги, без особого присмотра, полуголодные. Но и они верили, что придет светлое будущее, враг будет разбит, победа будет за нами.
(Из воспоминаний Феньковой Г.Ф.)
ПАМЯТЬ
Варвара Кендель, 6 класс
Забыть войну нам не дано.
Забыть ее никто не сможет.
Судьбой так было решено,
И нет нам памяти дороже.
Нам не забыть то зло и горе,
Те кровь, и смерть, и страх.
И слез, разлившееся море,
И судьбы, что разбиты в прах.
Забыть войну нам не дано.
Забыть ее никто не сможет
(Из книги «Коркино – наш дом.2007 г.)
Особой страницей в историю Коркино, как и всей страны, вошли годы Великой Отечественной войны. Они были вероятно трудны и героичны . Десятки заводов, фабрик, электростанций Урала питали тогда своим топливом коркинцы. Хаотично, без генерального плана строили Коркино, строили жилье вблизи шахт и разрезов, чтобы рабочему люду быстрее добираться до работы, потому долгое время Коркино считался городом лишь по названию. Это были разрозненные поселки. В состав города входят и старые казачьи поселки и села: Коркино, Тимофеевка, Шумаки и Дубровка, рабочие поселки. Они во многом сохраняют свой первородный облик.
(Из книги «Коркино» 1992 г.)